Saturday 6 December 2008

Немного о немцах. Часть 3

Часть 1 читать здесь, а часть 2 – тут.
Иногда меня спрашивают: ну расскажи, какие они, немцы? Настолько ли отличаются ли от нас, как принято считать?
После полугода проживания в Германии кое-какие коллективные черты уже можна выделить. О нюансах поведения немцев в своих семьях могу, естесственно, только догадываться (но отличия тут наверняка имеются, по рассказам славянских жен немецких мужей ).
Но в обществе они ведут себя совершенно не так, как мы. Нет, ну ходят по улицам они, конечно, так же! Но при этом все излучают доброжелательность по отношению к окружающим. Кто-то скажет: ну конечно, живут-то хорошо, почему бы и не улыбаться )) Ну тут, мне кажется, дело не только в этом. Похоже, существует некая общественная установка, сложившаяся годами, что мои проблемы остаются при мне, а на люди я одеваю неизменную улыбку. После мрачных лиц на улицах родного Киева к этому надо было привыкнуть.
Девушка хочет сесть рядом со мной в автобусе. Она сначала приветливо улыбается мне как будущему соседу по сидению, получает улыбку в ответ, и только тогда спокойно садится рядом. Мужчина открывает дверь магазина и пропускает вперед свою даму. Но за ней идут еще пять посетителей. Что же вы думаете? Он держит дверь, пока не зайдут все, пять раз звучит danke schon - bitte schon и все довольные идут за покупками дальше. Двое пассажиров случайно задели друг друга плечом. Они тут же в ужасе отскакивают друг от друга с многочисленными извинениями и виноватыми улыбками…
С продавцами та же «проблема» )). Мы то привыкли, что у нас продавцы обычно считают, что работают не на покупателей, а на того, кто им платит зарплату )) соответственно временами у меня появлялось чувство вины за то, что я своим приходом в магазин отвлекаю продавца от иных более интересных дел ))
Здесь же все совсем наоборот. Продавец никогда не покажет покупателю, что у него проблемы или что должность продавца не соответствует его потенциалу. Хорошее настроение клиентов – это важная часть их работы. Общение с покупателем всегда начинается с приветствия. После того, как клиент закажет, его обязательно спросят, не желает ли он еще чего нибудь (ну вдруг забыл, а когда вспомнил – застеснялся)). Принимая деньги – «большое спасибо» и «не хотите ли кулечек», или еще круче - «а может вам в подарочную упаковку завернуть?». После этого замечательного обслуживания, поблагодарив продавца и выходя из магазина, нужно обязательно попрощаться. У нас это не принято, поэтому пару раз было неловко, когда получив свой товар и сказав danke schon, уже в догонку слышала от продавца грустновато-удивленное «аuf Wiedersehen….»
Кстати продавцом здесь так просто не станешь. Для этого надо 2-3 (!) года учиться, это т.н. Berufsausbildung (то есть профессиональное обучение), во время которого учеба совмещается с практикой (например, в том же магазине). То есть даже самого дипломированного юриста работать продавцом или даже секретарем не возьмут. Потому что есть люди, которые этому учились (улыбаться клиентам, наверное, в том числе). Вот так. ))
Этого же стиля общения с клиентами придерживаются также работники банков, турагенств, врачебных праксисов и вообще всех учреждений, куда можна обратиться в качестве клиента.
Пошла я как-то на прием к врачу. Когда подошла моя очередь, я вначале не поверила своим глазам: ассистент врача вежливо приглашает меня проследовать в кабинет, а навстречу мне из кабинета спешит, улыбаясь, сам врач интеллигентнейшей наружности, и со словами «Добрый день, фрау такая-то… Как ваши дела?» приветственно жмет мне руку. У меня был легкий культурый шок. Нет, называть пациентов по имени – не такая проблема (информация о пациентах передается с компьютера ассистента в кабинет врача), но сам факт, что не пациенты ждут, что врач снизойдет до того, чтобы их принять, а врачи сами выбегают к ним навстречу…
Кстати, рукопожатия при подобных встречах здесь приняты не только между мужчинами. Женщины тоже с удовольствием обмениваются рукопожатиями, также как и мужчины крепко по-мужски жмут руку женщинам. Равенство полов во всем!
Может из-за этого стремления к равенству уступать женщинам место в общественном транспорте не принято (а то вдруг подумает, что пристают!). Зато все помогают пожилым людям и людям в инвалидных колясках. Запомнилась картина, когда толпа немецких подростков лет по пятнадцать, которые всю поездку громко без причины гоготали, вызывая сомнения в их интеллектуальном развитии, бросилась помогать бабушке выкатить инвалидную коляску из автобуса. Бывает и такое ))
Еще немецкие мужчины, в отличие от наших, никогда на улицах не смотрят на женщин оценивающе. Остановить на девушке взгяд более чем на секунду считается неприличным. Я уже начала забывать, как это, когда в киевском метро чувствуешь себя как на конкурсе красоты )). Тут, если мужчина улыбнется женщине в автобусе, улыбнется он ей не как к женщине, а как к человеку, соседу по путешествию, не больше (в силу описанной выше общественной установки на приветливость). ))))) Ну, немки конечно, тоже прилагают к этому усилия, игнорируя косметику и украшения. Поэтому наших неинтегрированных соотечественниц видно за километр ))
Так что за полгода проживания в немецком обществе мы так привыкли улыбаться незнакомым людям, по поводу и без повода благодарить и извиняться, что на родине, наверное, будем выглядеть как пришельцы с другой планеты ))

No comments: